Радиатор – это прибор, который отвечает за охлаждение транспортного средства. Без радиатора факт перегрева может привести к серьезным поломкам авто, поэтому важно следить за качеством работы оборудования и выполнять его ремонт, если требуется.
Элементы радиатора в автомобиле
Конструкция автомобильного радиатора состоит из следующих элементов:
- корпус – корпус преимущественно изготавливается на основе алюминия и/или меди, за счет чего обладает высокой теплопроводностью;
- трубки и пластины – внутри радиатора расположены тонкие трубки и пластины, по которым постоянно циркулирует охлаждающая жидкость;
- бачки – по краям радиатора расположены два бачка (верхний и нижний), верхний бачок принимает горячую жидкость из двигателя, а нижний бачок передает уже охлажденную жидкость обратно в систему, что позволяет снизить температуру;
- вентилятор – в целях увеличения теплообмена производитель снабжает радиатор вентилятором, который в принудительном порядке нагнетает воздух через пластины радиатора; вентилятор может быть механическим или электрическим;
- клапаны – на радиаторе также находятся специальные клапаны, которые регулируют давление и предотвращают попадание воздуха в систему.
Основные функции радиатора
Радиатор выполняет несколько основных задач. Рассмотрим их.
Отвод избыточного тепла. Радиатор предназначен для отвода тепла, которое образуется в процессе работы двигателя. Это предотвращает перегрев деталей и обеспечивает стабильную работу мотора во время движения и после остановки.
Поддержание оптимальной температуры. Радиатор помогает поддерживать температуру двигателя в оптимальном диапазоне (обычно это около 90-100°C), что необходимо для эффективного сгорания топлива, а также минимизации износа деталей.
Циркуляция антифриза. Радиатор выступает в качестве промежуточного звена, через которое антифриз или тосол теряет тепло, проходя через специальные каналы.
Принцип работы радиатора
Принцип работы выглядит радиатора для автомобиля следующим образом.
Первый этап. Нагрев жидкости. В процессе работы выделяется тепло, которое передается охлаждающей жидкости. Жидкость нагревается и поступает в верхний бачок.
Второй этап. Теплообмен. Горячая жидкость проходит через трубки радиатора. Пластины, прилегающие к трубкам, передают тепло окружающему воздуху. Процесс усиливается за счет работы вентилятора и движения воздуха при движении машины.
Третий этап. Охлаждение. По мере прохождения через радиатор антифриз или тосол теряет тепло и становится холоднее. Далее охлажденная жидкость поступает обратно в мотор через нижний бачок радиатора, завершая полный цикл.
Разновидности автомобильного радиатора
Радиатор для авто классифицируется по материалу изготовления и по типу трубок.
По материалу изготовления
По материалу изготовления радиаторы бывают алюминиевые и медные.
Алюминиевый радиатор имеет невысокую стоимость и небольшой вес. Он также обладает высокой теплопроводностью, но со временем может деформироваться из-за повышенной влаги (на металле образуется слой коррозии). Такой радиатор устанавливают в авто эконом и/или среднего класса. Медные радиаторы эффективны, качественны и надежны. Минус один – высокая цена по сравнению с первым вариантом.
По типу трубок
Радиаторы для охлаждения могут отличаться типом трубок, что непосредственно влияет на качество охлаждения и свойства антифриза.
Трубчато-пластинчатые радиаторы представлены конструкцией из горизонтально расположенных труб круглого сечения, на которых находятся тонкие металлические пластины. Основным преимуществом является низкая стоимость, но из-за ограниченной площади контакта с потоком воздуха их эффективность в теплоотдаче не высокая.
Трубчато-ленточные радиаторы имеют форму длинных овальных труб, выполненных в виде змеевика. Для их изготовления применяются сплавы меди с латунью или алюминий. Благодаря уникальной конструкции радиаторы обладают увеличенной площадью теплообмена, что позволяет им более эффективно охлаждать антифриз.
Основные признаки неисправности
При первых признаках неисправности автомобильного радиатора водителю следует провести ремонт или замену элемента. Чем быстрее будет выполнен ремонт, тем меньше вреда вы нанесете транспортному средству. Перегрев влияет не только на работу мотора, но и на прочие узлы и системы. Одна из самых частых поломок – это перегрев мотора. Если радиатор работает некорректно, жидкость для охлаждения не справляется с отводом тепла, что приводит к повышению температуры мотора. Изменения можно увидеть на приборной панели. Также о проблемах с радиатором может свидетельствовать такой признак, как утечка жидкости для охлаждения. Обычно под авто появляются небольшие лужи, приходится самостоятельно постоянно добавлять антифриз в систему.
Еще один очевидный признак – это засорение радиатора. В таком случае снижается эффективность его работы. Провести очистку можно как самому, так и обратиться в СТО. К вторичным признакам неисправностей относят: неравномерный нагрев корпуса, уменьшение давления в системе охлаждения, наличие ржавчины на элементах радиатора, повышение расхода топлива, снижение эффективности обогрева салона авто. Обнаружив признаки неисправности радиатора, следует провести диагностику авто и ремонт.
Профилактика работы радиаторов
Чтобы радиатор работал исправно, важно соблюдать профилактические меры:
- проверяйте уровень антифриза – убедитесь в том, что объем антифриза соответствует рекомендациям компании, которая выпустила авто;
- очищайте радиатор – своевременно удаляйте пыль, насекомых и прочие загрязнения для того, чтобы обеспечить свободный поток воздуха;
- проверяйте основные элементы радиатора; делите внимание шлангам и трубкам, которые не должны быть повреждены – если есть трещины, стоит заменить их;
- не игнорируйте регулярные ТО – обслуживание в сервисе поможет вовремя выявить и устранить неисправности; главное – обратиться к проверенным мастерам.
Итак, подведем итог. Радиатор необходим для охлаждения мотора транспортного средства, обеспечения рабочих узлов и систем. Его перегрев может вызывать серьезные поломки, поэтому при любых признаках неисправности нужна диагностика и ремонт.