Выбор обуви для вождения – залог комфортного и безопасного управления авто, вне зависимости от стажа, умения, других характеристик водителя.
Рассмотрим основные виды обуви, которые подходят для вождения:
- Кроссовки или кеды на тонкой (гибкой) подошвой, которая позволяет чувствовать педали. Они плотно облегают стопу, нога не устает при долгих поездках. Важно, чтобы подошва была нескользящей – это обеспечит лучшее сцепление с педалями.
- Мокасины имеют мягкую резиновую подошву, часто с выступами, что не только предотвращает факт скольжения, но и позволяет чувствовать самое легкое нажатие на педали. Мокасины также отличает небольшой вес, эластичность и прочность.
- Лоферы. По пошиву лоферы напоминают мокасины, но отличаются более жесткой подошвой и наличием каблука (чаще низкого). Это обувь, которую выбирают те, кто совмещает вождение и офисную работу. Лоферы изготавливают из натуральных материалов, что позволяет ногам «дышать». Подойдут для недолгих поездок – при длительном нахождении за рулем каблук может создавать дополнительное напряжение.
- Эспадрильи легкие и обычно выполнены из натуральных материалов (например, хлопка). Важно выбрать модель с резиновой подошвой, так как тканевая подошва может соскальзывать с педалей, чем будет приносить водителю неудобство.
- Слипоны имеют мягкую резиновую подошву и удобную посадку на ноге. Обеспечивают высокое сцепление с педалями и комфорт даже при продолжительных поездках. Эта легкая обувь без шнуровки, поэтому быстро надевается и снимается.
Критерии выбора обуви для вождения
Правильная обувь обеспечит удобство водителя, контроль над автомобилем, высокий уровень безопасности на дороге. Рассмотрим ключевые критерии, на которые стоит обратить внимание при выборе обуви для водителей на дороге.
Форма обуви должна быть «по ноге» – не слишком узкой и не слишком широкой, чтобы стопа могла свободно двигаться, но не скользила внутри. Обувь, которая плотно «сидит» на ноге, обеспечивает лучшее чувство педали и точность нажатия, особенно при интенсивной работе с педалями газа и тормоза. Наиболее подходящий вариант – обувь со сдержанным дизайном, без выступающих элементов, шнурков, замков, лишней фурнитуры. Подошва отвечает за сцепление с педалями и чувствительность к давлению.
Обратить внимание следует на следующие характеристики обуви:
- толщина – тонкая лучше передает давление, помогает точно и четко контролировать педали. Помните, слишком толстая снижает чувствительность, что может затруднить плавное торможение и ускорение. Оптимальная толщина составляет 5-10 мм;
- гибкость – гибкая обувь позволяет ноге комфортно сгибаться и разгибаться, не ограничивать свои движения при смене педалей. Слишком жесткая подошва будет неудобной, особенно при долгих поездках, так как в ней нога быстрее устает;
- скользкость – подошва должна быть выполнена из материала, который не скользит по педалям (например, обувь из резины).
Высокий каблук затрудняет равномерное распределение давления на педаль, что снижает контроль над автомобилем и может вызвать усталость ног. Каблук также меняет угол наклона стопы, из-за чего требуется больше усилий для нажатия. Рекомендуется выбирать обувь на низком каблуке, в идеале – вообще без него. Так силу нажима на педали можно регулировать более точно и без напряжения на организм.
Материал обуви должен быть мягким (например, кожа, качественный текстиль). Натуральные материалы предотвращают перегрев и потливость стоп, что важно в долгих поездках, также способствуют лучшему облеганию ноги. Избегайте обуви из жестких материалов, которые давят, натирают стопу, ограничивают уровень подвижности.
Обувь для вождения должна быть легкой, чтобы снизить нагрузку на ноги. Тяжелая обувь не только вызывает быструю усталость, но и мешает быстрой реакции на дорожные ситуации, особенно в городских условиях с интенсивным движением.
Закрытая пятка и носок обеспечивают лучшее прилегание к ноге и защиту от случайных травм. Открытая обувь, такая как шлепанцы или сандалии, может легко соскользнуть, застрять между педалями, что опасно в экстренной аварийной ситуации.
Декоративные элементы (пряжки, цепочки, крупные шнурки, замки и прочее) «цепляются» за коврики и педали и могут стать причиной аварийной ситуации.
От какой обуви следует отказаться во время вождения
Обувь на высоком каблуке заставляет ногу находиться под углом, из-за чего факт нажатия на педаль сложнее контролировать. Это приводит к увеличению давления на переднюю часть стопы, делает управление педалями менее точным. Кроме того, каблук может случайно «зацепиться» за коврик, поверхность пола автомобиля и/или другие предметы, и помешать убрать ногу с педали газа, тормоза и прочее.
Шлепанцы и сандалии с открытым носком и пяткой часто соскальзывают с ноги, что приводит к потере контроля над педалью в критический момент. Такая обувь может часто застревать под педалями или просто слетать с ноги, создавая опасную ситуацию.
Сапоги и ботфорты, особенно модели с жесткими голенищами, ограничивают подвижность щиколотки. Возникают трудности при нажатии на педали, снижается чувствительность к давлению на педаль. Ботфорты и сапоги с плотной, жесткой подошвой также препятствуют комфортному сгибанию стопы, делая вождение утомительным.
Стоит отказаться от тяжелых ботинок, обуви с толстой подошвой и протектором (например, рабочие ботинки, туристическая обувь). Чем толще подошва, тем сложнее водителю чувствовать давление на педали и контролировать силу нажатия на них.
Обувь с громоздкими декоративными элементами – это большие пряжки, ремешки, цепочки или другие объемные украшения. Фурнитура может зацепиться за педали или коврики в автомобиле. Она препятствует правильному движению стопы, что отвлекает внимание водителя и мешает быстрой реакции в критических условиях.
Слишком свободная или объемная обувь (массивные тапочки) плохо фиксирует стопу, что усложняет нажатие на педали, так как нога может непроизвольно смещаться, Это может привести к чрезмерному или недостаточному давлению на педаль тормоза.
В список следует отнести обувь с чрезмерно гладкой подошвой – если она выполнена из скользких материалов, то автоматически снижает сцепление с педалями.
Советы по выбору от профессионалов
Регулярно проверяйте состояние обуви – изношенная подошва начинает скользить, деформированная обувь «давит» на стопу, вызывая дискомфорт, что может повлиять на чувство педали, снижает контроль управляемости автомобилем. Опытные водители советуют своевременно менять обувь при появлении признаков износа.
Держите «сменку» в машине – это особенно полезно, если вы носите обувь, не подходящую для управления автомобилем (например, туфли на каблуке, тяжелые ботинки). Наличие в машине легких кед или мокасин позволяет быстро сменить обувь перед поездкой и вернуться к повседневной обуви при выходе из автомобиля.