Климат контроль в легковом авто – это система, которая в автоматическом порядке поддерживает комфортные для водителя и пассажиров условия в салоне, регулируя влажность, температуру воздуха, поток воздуха и другие показатели.
В отличие от обычного кондиционера, климат контроль работает на основе заданных параметров, создавая идеальный микроклимат без необходимости регулярного ручного вмешательства со стороны водителя. Это решение способствует безопасности движения, поскольку стабильная температура в салоне снижает утомляемость человека.
Принцип работы климат контроля
Принцип работы климат контроля в автомобиле заключается в следующем.
Система адаптирует свою работу в реальном времени. Обеспечивается это набором датчиков, которые измеряют разные параметры – температуру, уровень солнечного излучения, влажность воздуха, скорость его потока. На основе данных происходит автоматическое регулирование работы кондиционера, отопителя, а также вентилятора.
Когда водитель и/или пассажиры задают желаемую температуру, система сравниваете ее с фактической температурой в салоне. Если температура в салоне выше заданной, климат-контроль включает кондиционер, снижая ее с помощью охлаждающего воздуха. При этом механизм регулирует мощность компрессора и интенсивность вентиляции, чтобы достичь нужного эффекта с минимальными затратами энергии.
Если температура в салоне ниже желаемой, система активирует обогреватель и подает теплый воздух через вентиляционные отверстия. При этом происходит не только изменение температуры, но и регулировка потока воздуха – в зависимости от ситуации, он направляется к ногам, на лобовое стекло, на заднее сидение. Также система учитывает уровень влажности – если возникает риск запотевание окон, включается обдув стекол.
Устройство системы климат контроля
Система климат контроля состоит из следующих элементов:
- внутренние датчики, которые измеряют параметры воздуха в салоне;
- внешние датчики, которые измеряют параметры окружающей среды (на их основе система принимает решения о том, какие элементы регулировки активировать);
- компрессор, обеспечивающий процесс циркуляции хладагента по системе;
- испаритель – данный механизм действует охлаждающим образом в ситуации, когда хладагент проходит через него;
- системы воздуховодов и заслонок, распределяющие воздушные потоки по салону – здесь следует отметить, что заслонки могут направлять воздух в разные зоны: на стекла, ноги или лицо пассажиров и другие места, что позволяет каждому пассажиру автомобиля настраивать комфортные условия для себя индивидуально;
- конденсатор, выделяющий тепло, которое получено от воздуха наружу;
- нагревательный элемент, подогревающий поток воздуха, подаваемый через вентиляционные отверстия в автомобиле;
- вентилятор, обеспечивающий факт циркуляции воздуха в салоне, его преимущественно направляют через испаритель или отопитель;
- электронный блок управления, который будет анализировать данные с датчиков и управлять компонентами системы: включением/выключением кондиционера и отопителя, регулированием интенсивности вентиляции и распределения воздуха, прочее.
Чем отличается климат-контроль от кондиционера
Несмотря на то, что функции устройств между собой похожи, между ними есть несколько ключевых отличий, которые сказываются на работе. Рассмотрим их.
Первое отличие. Главное отличие заключается в способности климат контроля автоматически поддерживать заданную температуру воздуха. Система может самостоятельно регулировать работу кондиционера, отопителя и вентиляторов, поддерживать ее. Кондиционер же требует ручной настройки – необходимо постоянно изменять мощность обдува и температуру, чтобы добиться комфортных условий.
Второе отличие. Благодаря автоматизированной работе устройства климат контроль работает в режиме оптимального потребления энергии, в любое время года и при любых условиях. Это значит, что оборудование регулирует интенсивность охлаждения и нагрева, уменьшая нагрузку на компрессор, а также снижая расход топлива.
Третье отличие. Система климат контроля использует параметры несколько датчиков. На основе их показаний система динамически адаптируется, регулируя не только температуру, но и распределение воздуха. Кондиционер работает на основе простого регулирования температуры охлаждаемого воздуха, не учитывая все факторы.
Таким образом, климат-контроль – это интеллектуальная система, которая обеспечивает повышенный комфорт за счет автоматизации процессов, в то время как кондиционер требует регулярного вмешательства в работу со стороны человека.
Виды климат контроля
Климат контроль классифицируется на четыре основных вида:
- Однозонный контроль – управляет микроклиматом всего салона транспортного средства одновременно. Задается одна температура для всего автомобиля, после чего система поддерживает ее на всех участках салона.
- Двухзонный контроль – позволяет условно разделить салон на две зоны с индивидуальными настройками. Обычно это зоны водителя и пассажира, который находится рядом с ним. Каждая из них может иметь свою температуру, что улучшает комфорт, особенно – если пассажиры имеют разные предпочтения.
- Трехзонный контроль – позволяет отдельно регулировать условия для задних пассажиров. Такая система особенно эффективна при долгих поездках.
- Четырехзонный контроль – самый «продвинутый» вариант, позволяющий каждому пассажиру устанавливать свою температуру и интенсивность обдува.
Дополнительные функции климат контроля
Кроме основных функций, о которых мы рассказали ранее, климат контроль может поддерживать дополнительные режимы, в зависимости от модели автомобиля.
Наиболее популярные среди них: обдув воздухом лобового стекла, обдув воздухом боковых стекол, обдув воздухом нижней части салона, обдув с целью предотвращения конденсации, рециркуляция воздуха, возможность использовать ручной режим управления, подача воздуха к определенным частям тела пассажиров в машине.
Подводим итоги
При выборе автомобиля с климат контролем важно учитывать количество зон управления – однозонные системы подходят для небольших автомобилей, а двух- или многозонные обеспечат индивидуальный комфорт всем пассажирам. В любом случае, климат-контроль – это не просто опция, а важный компонент, улучшающий качество поездок и способствующий общему энергосбережению в транспортном средстве.