Предохранители – это элементы, которые входят в систему электрооборудования автомобиля. Они выполняют функцию защиты электрических цепей от издержек, перегрузок, коротких замыканий и прочее, тем самым, предотвращают нагрев электропроводки и возникновение возгорания, пожара. Каждый водитель должен знать принцип работы предохранителя, причины его неполадок, а также способы замены.
Принцип работы предохранителя в авто
Внешне предохранитель представляет собой металлическую вставку с пластиковой оболочкой разного цвета. Цвет корпуса задает номинал и/или ток срабатывания в амперах. Сегодня в авто применяются предохранители по номиналам:
- черный корпус – 1;
- серый корпус – 2;
- красный корпус – 10;
- синий корпус – 15;
- белый (прозрачный) – 25 и другие.
Таких номиналов достаточно, для того чтобы защитить все цепи автомобиля.
Рабочая часть предохранителя представляет собой вставку с двумя контактами и тонкой нитью между ними. Толщина нити определяется номиналом и, чем выше ток срабатывания, тем толще должна быть эта нить. При превышении в цепи тока, превышающего номинал предохранителя, нить сгорает и разрывает электрическую цепь.
Скорость работы – наиболее важный параметр предохранителя. Он убережет от перегруза не только цепь, но потребители. Чтобы детали правильно работали, необходимо выбирать их с учетом особенности электрической цепи. Например, для защиты стартера 15 Ампер будет мало, он будет постоянно сгорать, а для прикуривателя 60 Ампер будет слишком много, он также может не сработать, если в него будет подключен потребитель с большим рабочим током, что приведет к перегреву и возгоранию проводки.
Чтобы этого не допустить, производитель указывает в технической документации схему предохранителей, на которой видны все номиналы, а также за что они отвечают.
Виды и особенности конструкции
Помимо номиналов, предохранители могут иметь разную форму и размер. Изначально в автопромышленности использовались керамические и цилиндрические, так называемые, «солдатики» с длинной вставкой. Ввиду слабой конструкции они были заменены на «флажковый» тип. У него также есть три разновидности, рассмотрим их:
- Мини – 16 миллиметров.
- Стандарт – 19 миллиметров.
- Макси – 34 миллиметра.
Информацию следует учитывать при покупке набора новых предохранителей, так как один тип не может заменить другой из-за особенностей разных блоков.
Диагностика неисправности предохранителя
Первый признак неисправного предохранителя – отказ потребления.
В 85% случаях обычно сгорает предохранитель, который защищает прикуриватель. Это происходит из-за некачественного потребителя, например, компрессора для подкачки шин. Дешевые устройства, особенно китайского производства, провоцируют факт короткого замыкания, что приводит к выходу из строя элемента. Кроме прикуривателя, это могут быть устройства, которые имеют большой рабочий ток (например, инверторы, преобразователи). Чтобы этого не случилось, учтите – их следует подключать напрямую к аккумулятору, а не в прикуриватель. Об этом должно быть сказано в инструкции.
Как найти неисправность
Чтобы найти предохранитель, который находится в неисправном состоянии, используйте схему или, если она отсутствует, контрольную лампочку.
Для этого включите зажигание, затем свободный конец лампы подключите к массе или «минусу», а иглой проверьте контакты. Исправный предохранитель дает горение лампы на обоих контактах, неисправный – только на одном. Во втором случае предохранитель нужно извлечь, на его место установить деталь идентичного номинала.
Неисправность легко определить «на глаз», через прозрачный корпус. Интересно, что ранее, когда были популярны керамические предохранители, водители вместо них устанавливали монеты, что сегодня делать запрещено. Длительная езда в этом случае часто приводила к пожару. То же самое касается и правила натянутой на контакты проволоки – выбрать ее толщину, а также соблюсти номинал очень сложно.
Внимание! Чтобы в любой момент решить проблему, рекомендуем всегда иметь с собой набор запасных предохранителей. Коробка с деталями находится на передней панели машины, реже – под капотом. Выяснить это также поможет инструкция.
Почему замена предохранителя не всегда решит проблему
Часто автовладельцы обращаются в СТО с ситуацией, когда замененный предохранитель снова перегорает, что свидетельствует о том, что в цепи присутствует неисправность, ее не устранили, а просто сменили деталь. Прежде чем произвести замену, рекомендуем выявить причину, по которой сработал предохранитель.
Причины выхода из строя предохранителя
Первая причина – перегрузка (полная и/или частичная). На исправной заводской проводке автомобиля такая проблема исключена и распространена. Механизм работы заводской проводки рассчитан таким образом, чтобы все вставки выдерживали нагрузку в цепи. Исключением может быть только работа прикуривателя или факт подключения дополнительных приборов в проводку, которая не рассчитана на большой объем тока.
Вторая причина – короткое замыкание, как факт соединения двух точек цепи с разным потенциалом. Более редкая, но очень опасная ситуация. Она может возникнуть при большом сроке эксплуатации транспортного средства, от 20 лет и более.
Работа электрической цепи в авто
Электрическая цепь автомобиля построена таким образом, что знак «минус» подключен к кузову, к потребителям уходят лишь плюсовые провода. Во-первых, это помогает производителю сэкономить на количестве используемой меди. Во-вторых, это уменьшает количество проводов в машине. С возрастом плюсовые провода могут быть повреждены кузовными элементами. Целостность изоляции нарушается и оголенный провод «замыкает на массу». В этот момент в электрической цепи увеличивается сила тока – вставка нагревается, затем быстро сгорает. Предохранитель при этом отключается.
Разумеется, в этом случае замена детали не поможет, так как для начала необходимо найти неисправность электропроводки и устранить ее. Не рекомендуем делать это самостоятельно. Поиском таким проблем занимается автоэлектрик-диагност, который имеет соответствующую квалификацию, знания, опыт практической работы.