Амортизатор – это компонент подвески, который помогает обеспечить комфорт и безопасность при движении. Деталь работает следующим образом: контролирует колебания колес и кузова авто при движении на неровной дороге или в процессе торможении. В свою очередь это предотвращает раскачивание машины, а также боковые наклоны. За счет поглощения ударов и вибраций амортизатор помогает поддерживать сцепление колес с поверхностью дороги, соответственно – повышает управляемость транспортным средством.
Принцип работы амортизатора
Когда колеса автомобиля передвигаются по неровности (ямы, кочки и т.д.), они перемещаются вверх. Это движение передается на амортизатор через шток. Шток приводит в действие поршень внутри цилиндра. При этом масло, которое находится под поршнем, проходит через узкие отверстия в поршне, создавая минимальное сопротивление.
Сопротивление замедляет движение поршня и, тем самым, уменьшает уровень колебаний. Это сохраняет контакт колеса с дорогой и стабилизирует состояние кузова автомобиля. Энергия колебаний преобразуется в тепло благодаря трению масла, которое затем преобразуется и рассеивается в окружающей среде. После неровной дороги амортизатор возвращается в исходное положение и далее функционирует по такой же схеме.
Показатели работы амортизатора
Работа амортизатора автомобиля важна для оценки его эффективности – она влияет на такие показатели, как комфорт, безопасность, управляемость машиной:
- высокий коэффициент демпфирования указывает на то, что амортизатор выполняет свою функцию – снижает колебания (при необходимости);
- адекватный ход узла важен для обеспечения правильной работы подвески, особенно – на неровных дорогах, при движении по сложным маршрутам;
- быстрое время отклика позволяет запчасти успешно справляться с внезапными изменениями в дорожных условиях, поддерживая стабильность транспорта.
Разные типы амортизаторов имеют разные уровни сопротивления. Верный баланс сопротивления помогает поддерживать показатель управляемости. Низкий уровень утечки масла свидетельствует о хорошем состоянии элемента и его способности работать.
Амортизатор должен работать в разных температурных условиях. Со временем детали изнашиваются, что влияет на их работу. В идеале изделие должно выдавать минимум шума, стука и вибрации, обеспечить лучшее сцепление с дорогой, уменьшить раскачку кузова.
Регулярное ТО амортизатора и его замена при необходимости помогут поддержать оптимальные характеристики подвески. Признаки износа элемента включают: увеличение времени отклика, факт утечки масла, нестабильное поведение автомобиля, ухудшение комфорта при вождении. Обратитесь к руководству по эксплуатации вашего автомобиля или к опытному механику, чтобы получить рекомендации по проверке и замене детали.
Классификация амортизаторов
Амортизаторы принято классифицировать на два типа: газовые и масляные.
Газовые амортизаторы
Газовые амортизаторы считаются лучшей версией. Работают благодаря газу под давлением (обычно – это азот), что улучшает производительность, снижает риск образования пены в масле при интенсивной работе. Обеспечивают более стабильную работу, сцепление с дорогой и высокую скорость езды. Стоимость газовых узлов на 10-15% больше. Главным недостатком является отсутствие возможность использовать элемент на городских дорогах.
Масляные амортизаторы
Масляные амортизаторы работают на основе масла, которое поглощает удары, толчки, колебания. Имеют хорошее соотношение цена/качество, но возможны ограничения по производительности в условиях высоких нагрузок или при частом использовании. Масляные узлы подходят для спокойной езды в пределах города. Из минусов выделяют: сильный крен на поворотах, высокий риск перегревания, работа исключительно на сжатие.
Как выбрать амортизатор
Как правильно выбрать амортизатор? Рассмотрим советы по выбору детали:
- Лучше использовать амортизаторы, которые первоначально рекомендует производитель автомобиля, чтобы сохранить оптимальные характеристики подвески.
- Убедитесь, что узел подходит для конкретной марки, модели. Обратитесь к инструкции по эксплуатации или используйте каталог для поиска совместимых деталей.
- Не экономьте, а выбирайте продукцию от известных брендов с хорошей репутацией – например, Bilstein, KYB, Monroe, Sachs. Качество продукции в таких случаях часто выше, что обеспечивает долгий срок службы амортизатора.
- Проверьте, предоставляет ли производитель (или продавец) гарантию на свою продукцию, и какой у нее срок. Это первый показатель качества изделия.
- Для городской езды по хорошим дорогам приобретите амортизатор стандартной формы. Для более агрессивного вождения или частых поездок по сложным дорожным участкам подойдет более современные газовые регулируемые модели.
- При замене амортизатора рекомендуется проверить состояние других компонентов подвески (пружины, шаровые опоры, сайлентблоки) в сервисном центре. В случае неисправности они напрямую влияют на работу амортизаторов.
- Если амортизаторы требуют замены, лучше заменить их в паре (все передние или все задние), чтобы обеспечить равномерную работу подвески.
- Рекомендуется проводить замену в центре или у опытного механика.
- После установки проведите пробную поездку для того, чтобы убедиться, что амортизатор работает должным образом, и у вас не осталось вопросов к мастеру.
- Хотя дорогие амортизаторы имеют лучшую производительность, не всегда водителю нужно платить больше, особенно – если он не нуждается в специальных характеристиках. Оцените потребности и выберите оптимальный вариант по цене и качеству.
Внимание! Выбор амортизатора – это важное решение, которое влияет на процесс вождения. Правильный выбор и установка узла помогут обеспечить безопасную, комфортную и длительную езду, продлить срок службы других компонентов подвески в авто.