Автомобиль – это самый распространенный вид транспорта, который позволяет перемещаться со скоростью и комфортом с одной точки в другую. Чтобы безопасно управлять автомобилем, а также пользоваться его функциями, необходимо понимать, как он устроен. На эту тему мы поговорим в данном материале.
Кузов
Кузов автомобиля – это внешняя оболочка, которая состоит из металлических или пластиковых панелей, обрамляющих как салон, так и двигатель. Кузов выполняет несколько функций: защита пассажиров и груза от внешних воздействий, обеспечение аэродинамических характеристик автомобиля, предоставление красивого внешнего вида.
Рассмотрим основные типы кузовов авто:
- Седан (лифтбек) – автомобиль с закрытым кузовом, имеющий обычно четыре двери и отдельный отсек для пассажиров, багажа.
- Хэтчбек – автомобиль с кузовом, включающим заднюю дверь и сглаженный, интегрированный задний бампер, позволяющий доступ к багажному отсеку.
- Универсал (вагон) – автомобиль с кузовом, имеющим заднюю дверь и багажный отсек, что делает его более подходящим для перевозки грузов и пассажиров.
- Кроссовер – автомобиль, сочетающий черты внедорожника и легкового авто, с высоким дорожным просветом и закрытым кузовом, поднятым на шасси машины.
- Купе – автомобиль с закрытым кузовом, имеющим две двери и низкую крышу, что придает ему спортивный внешний вид.
- Кабриолет – автомобиль с открытым кузовом и складывающейся верхней крышей, которая позволяет открыть или закрыть верх автомобиля.
Кузов автомобиля состоит из металлических панелей (сталь, алюминий), которые крепятся к шасси и дополняются стеклами, фарами, бамперами. Кузов может иметь системы защиты и другие механизмы: подвеска, тормоза, топливная и электрическая система; быть разных форм и дизайнов, в зависимости от марки и модели машины.
Трансмиссия
Трансмиссия автомобиля – это система передачи мощности от двигателя к колесам, которая позволяет регулировать скорость и момент на колесах.
Трансмиссия выполняет ряд важных функций: изменение передаточного числа между двигателем и колесами, обеспечение оптимального соотношения между скоростью и моментом на колесах, а также обеспечение реверса и стояночного тормоза.
Виды трансмиссий варьируются в зависимости от авто, его привода и конструкции двигателя. Самые распространенные виды включают: механическую трансмиссию (МКПП), автоматическую трансмиссию (АКПП), роботизированную трансмиссию (РКПП), а также вариаторную трансмиссию (Вариатор).
МКПП состоит из ряда шестеренок и муфт, которые позволяют водителю вручную выбирать передачи в зависимости от скорости и режима движения. АКПП использует гидравлическую систему для автоматического выбора передач в зависимости от условий движения. РКПП сочетает в себе механическую и автоматическую трансмиссии, но выбор передач происходит автоматически с помощью электронных систем. Вариатор использует ремень или цепь для плавного изменения передаточного числа без переключения передач.
Трансмиссия также включает в себя такие компоненты, как сцепление, трансмиссионное масло, механизмы управления и электронные системы контроля.
Двигатель
Двигатель автомобиля – это «сердце» машины – устройство, которое отвечает за преобразование химической энергии топлива в механическую энергию, использующуюся для привода авто. Обычно двигатель устанавливается в передней части.
Рассмотрим составные элементы двигатель автомобиля:
- Цилиндры – металлические цилиндры, внутри которых происходит сгорание топлива. Процесс приводит в движение поршни внутри цилиндров, что создает энергию.
- Поршни – металлические штоки, которые находятся внутри цилиндров и движутся вверх и вниз под действием сгорания топлива. Это создает механическое движение поршней, которое передается дальше в систему привода.
- Коленвал – ось, на которую прикрепляются поршни. Коленвал преобразует движение поршней во вращательное движение, которое передается в систему привода.
- Система зажигания отвечает за факт поджигания смеси топлива и воздуха в цилиндрах двигателя. Обычно она состоит из свечей зажигания, катушек зажигания и электронных компонентов, которые контролируют сам процесс зажигания.
- Система питания обеспечивает подачу топлива в цилиндры двигателя. Она включает бак, топливные линии, форсунки и насос, который перекачивает топливо.
- Система выпуска отвечает за удаление отработавших газов из цилиндров и включает выпускной коллектор, катализаторы, выхлопную трубу и т.д.
- Система охлаждения поддерживает температуру работы двигателя
Ходовая часть
Ходовая часть авто – это комплекс систем, которые обеспечивают его движение, а также взаимодействие с поверхностью дороги. Ходовая часть включает несколько элементов: подвеску, систему управления, тормозную систему.
Подвеска. Состоит из системы амортизации (пневматических или гидравлических амортизаторов) и пружин (пневматических, рессорных или спиральных), а также рычагов, стоек, шаровых опор, рулевых тяг и других компонентов. Подвеска позволяет автомобилю плавно амортизировать удары и вибрации от дорожной поверхности, обеспечивает безопасное и комфортное движение.
Система управления. Включает механизмы и компоненты, такие как рулевой механизм, рулевую рейку, рулевой вал, рулевой насос и другие элементы, которые позволяют водителю контролировать направление движения машины. Система управления также включает в себя датчики и электронные блоки, которые обрабатывают информацию о положении руля и передают команды на исполнительные механизмы.
Тормозная система: Отвечает за замедление и дальнейшую остановку автомобиля. Она состоит из тормозных дисков (или барабанов), тормозных колодок (или) башмаков, гидравлического или пневматического привода, мастер цилиндра, тормозных трубок.
Топливная система
Топливная система авто – это комплекс устройств, которые предназначены для подачи топлива в двигатель, его смешивания с воздухом и поддержания соотношения топлива и воздуха для сгорания. Основная функция здесь – обеспечить поступление топлива в двигатель в нужном количестве и в нужное время.
Рассмотрим основные компоненты топливной системы:
- Бак – емкость, где хранится топливо, обычно бензин или дизельное топливо.
- Насос отвечает за факт подачи топлива из бака к двигателю. Топливный насос может быть механическим, электрическим или установленным внутри бака.
- Топливные линии – трубопроводы, через которые топливо передается от топливного насоса к двигателю. Они могут быть изготовлены из металла или специального устойчивого к топливу пластика.
- Форсунки выполняют функцию распылителя топлива внутрь впускного коллектора или в камеры сгорания двигателя. Они контролируются ЭБУ.
- Регулятор давления топлива поддерживает давление топлива в системе. Обычно устанавливается на линии между насосом и форсунками и контролируется ЭБУ.
- Топливный фильтр – фильтрующий элемент, который улавливает загрязнения из топлива, прежде чем оно попадет в топливную систему двигателя. Он предотвращает засорение форсунок и других компонентов топливной системы.
- Датчики топливной системы проверяют параметры топливной системы, такие как уровень топлива в баке, давление топлива и т.д.
Коробка передач
Коробка передач авто – это механическое устройство, которое позволяет изменять передаточное число между двигателем и приводными колесами. Коробка передач является частью трансмиссии машины. Она состоит из таких элементов.
Шестерни разных размеров, которые соединяются с валами двигателя и приводными колесами. Когда шестерня соединена с валом, она передает крутящий момент на приводные колеса с конкретным передаточным числом.
Сцепление предназначено для соединения (или разъединения) двигателя с коробкой передач. Позволяет переключаться между передачами или останавливать передачу мощности от двигателя к коробке передач, чтобы автомобиль мог остановиться.
Муфты (или договорные механизмы) используют для выбора передачи. Они могут перемещаться в разные положения, чтобы соединять шестерни с валами.
Механизм управления также известный, как рычаг коробки передач. Он позволяет водителю выбирать нужную передачу. Механизм управления связан с работой муфт.
Электрооборудование
Электрооборудование авто – это комплекс электрических (электронных) компонентов, систем и устройств, которые выполняют разные функции, в том числе:
- Аккумулятор хранит электрическую энергию, необходимую для питания электрических систем транспорта, а также для пуска двигателя.
- Генератор производит электрическую энергию при работе двигателя и заряжает аккумулятор во время работы.
- Система зажигания обеспечивает зажигание топливовоздушной смеси в цилиндрах двигателя для его запуска и работы.
- Система освещения обеспечивает освещение машины, включая фары, фонари, указатели поворота, стоп-сигналы, другие источники света.
- Система обогрева и вентиляции обеспечивает обогрев и вентиляцию салона, включая обогреватели, кондиционеры, вентиляционные отверстия.
- Система коммуникации и навигации предоставляет связь и навигационные функции, включая радио, мультимедиа, системы связи Bluetooth, GPS-навигацию.
- Электронные системы управления управляют работой системы впрыска топлива, зажигания, стабилизации, антиблокировочной системы тормозов (ABS) и т.д.